ЗИМНЯЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ ВЕРТОЛЕТА
Для обеспечения нормальной работы агрегатов вертолета в условиях низких температур необходимо производить тщательную подготовку к зимней эксплуатации вертолета. Такая подготовка должна проводиться заблаговременно до наступления зимних холодов. Целесообразно ее совмещать с проведением очередных регламентных работ. Одновременно готовится к зимней эксплуатации весь эксплуатационный инвентарь и инструмент.
Вредное влияние зимних условий на работу агрегатов и различных систем вертолета вызывается, прежде всего, низкой температурой окружающего воздуха, явлением обледенения вертолета как при стоянке на земле, так и в полете. Весьма неблагоприятное воздействие на вертолет оказывают осадки—снег, град, а также снежные бураны, изморози и туманы.
Воздействие низких температур и разных температурных колебаний (мороз, оттепель) весьма разнообразно. Так, например, низкие температуры наружного воздуха повышают вязкость масел и смазок, применяющихся для смазки агрегатов вертолета и их шарнирных соединений, что может привести к нарушению их работы. При температурах ниже — 30° С резиновые изделия теряют свои упругие свойства и становятся хрупкими и ломкими, что может привести к появлениям трещин на пневматиках и дефектам гибких шлангов и дюритовых соединений систем вертолета. Резкие температурные колебания оказывают неблагоприятное воздействие на механизмы из разнородных материалов, так как детали этих механизмов с изменением температуры изменяют свои размеры пропорционально коэффициентам расширения металлов, из которых они изготовлены. Зазоры в сочленениях при резких температурных колебаниях меняются, что вызывает дополнительные напряжения в деталях.
Явление обледенения на земле вызывает необходимость постоянного зачехления как лопастей несущего и рулевого винтов, так и всего вертолета. Удаление льда с поверхности вертолета является трудоемкой операцией и занимает много времени.
В зимнее время обледенение в полете может произойти при любом полете в облаках, но наибольшую опасность представляют полеты в облаках при небольших минусовых температурах. В этих случаях интенсивность обледенения бывает максимальной Обледенение в полете лопастей несущего винта приводит к нарушению его аэродинамических и весовых характеристик. В результате тяга винта уменьшается и дальнейший полет вертолета становится невозможным.
При снежных буранах и снегопадах во внутренние отсеки вертолета, находящегося на стоянке, даже при самом тщательном зачехлении попадает снег. Если снег вовремя не удалить, он может растаять, а затем
вновь замерзнуть, приморозив детали управления вертолета и двигателей. При попадании снега в тормоза колес сильно ухудшается эффективность торможения.
Все эти факторы, характерные для зимнего периода, показывают, что для вертолета необходима специальная подготовка для надежной работы его в зимних условиях.